Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 21 Белоглинского района"
Описание образовательной программы
Образовательная программа МБДОУ д/с №21 разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 3 лет до 7 лет с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа МБДОУ д/с № 21 спроектирована в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учѐтом особенностей ДОУ, региона, образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников и следующих программ (комплексных, парциальных, методических пособий), представленных в ниже:
Програмно-методическое обеспечение программы
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3 изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Парциальная программа |
Задачи по реализации парциальных программ |
Парциальная программа «Безопасность», Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., С.-П. «Детство – Пресс», 2002г |
· формирование у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение; · упражнять детей в умении выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасность, при необходимости - действовать. |
Региональный компонент: « Знай и люби свой край» учебно- методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А.Г. Васнёвой; Методическое пособие «Ты, Кубань, ты – наша Родина», Маркова В.А. Краснодар, «Экоинвест», 2014 г. |
· Обогащать знаниями о природном и социальном мире, в котором живёт ребёнок (край); · Знакомить с произведениями детской литературы писателей и поэтов края; · Познакомить с элементарными представлениями из области живой природы, её особенностями в родном крае, городе. · Дать знания о традициях, связанных с празднованием знаменательных дат края; соблюдать правила безопасного поведения в природе, соблюдает правила защиты и охраны природы. · Дать сведения о людях, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране, и за её пределами. |
Учебно-методическое пособие «Детская безопасность» для работы по Примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», Шипунова В.А., 2013 год. |
· Сформировать у детей культуру поведения, безопасного для жизни и здоровья; дать целосную систему представлений о различных ситуациях, опасных для человека и окружающего мира (природного, бытового, социального); познакомить дошкольников с нормами и правилами поведения, безопасного для самого человека и окружающего его мира. |
Парциальная программа «Юный эколог», С.Н. Николаевой, 2017 год. |
· направлена на усвоение дошкольниками систематизированных знаний о закономерностях явлений природы. |
Программа «Радуга», Е.В. Соловьевой |
· Создание условий для творческого самовыражения; создание атмосферы эмоционального комфорта, развития предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности. |
Парциальная программа «Ладушки», И. М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой |
· Музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). |
В настоящее время в ДОУ функционирует 2 разновозрастные группы:
Младшая разновозрастная группа «Одуванчик», с 3 до 5 лет (2 младшая, средняя группа);
Старшая разновозрастная группа «Ромашка», с 5 до 7 лет (старшая, подготовительная к школе группа).
Цель образовательной Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи образовательной Программы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. Обеспечение преемственности целей, задач, и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного образова-
ния);
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе художественно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учѐтом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
11. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
· ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности;
· у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
· ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях.
Обязательная часть разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева), 2015 г.